Автор: Юрий Земцов

Статьи

Здесь вы можете ознакомиться с моими статьями

Иррациональные убеждения

В статье рассматриваются иррациональные убеждения РЭПТ
В рационально-эмоционально-поведенческой терапии выделяют 4 иррациональные убеждения: долженствования, катастрофизация, низкая переносимость (терпимость) фрустрации, глобальная оценка.
Иррациональные убеждения в РЭПТ. Долженствование, катастрофизация, низкая толерантность к фрустрации, глобальная оценка
Долженствования, в свою очередь включают требования по отношению к себе («Я должен…»), другим людям («Родители должны…», «Друзья должны…», «Люди должны…») и миру в целом («Мир должен…»).
Долженствования и эмоции, которые они вызывают
В убеждениях глобальной оценки выделяют эти же категории, что и в долженствованиях (оценка(осуждение) себя, мира и других людей).
Глобальная оценка и эмоции, которые они вызывают
А низкая переносимость фрустрации подразделяется на:
1) низкая переносимость эмоций («Тревога невыносима»);
2) низкая переносимость права («Несправедливость невыносима», «Если я не получу, что причитается мне [по праву], я умру»);
3) нетерпимость дискомфорта - «Дискомфорт меня убивает»;
4) нетерпимость отсутствия достижений (недостижения) - «Если я не достигну своих целей - я этого не переживу».
Низкая толерантность к фрустрации (НТФ) и эмоции, которые она вызывают
Каждое из этих убеждений вызывает в нас достаточно сильную эмоциональную реакцию от гнева (как например, долженствования) до подавленности (как, например, при низкой толерантности к фрустрации или глобальной оценке себя).
Катастрофизация и эмоции, которые она вызывают
А если учесть, что все они, в той или иной мере, «приходят вместе», калейдоскоп различных эмоциональных состояний вам будет обеспечен. Например:

«Если я не сдам экзамен, вся моя жизнь будет разрушена» → тревога перед экзаменом → «Все узнают, что я никчёмный» → усиление тревоги → «моя девушка поймёт, что я бесперспективный и уйдёт от меня» → ревность, злость → «и я этого не вынесу» → тревога, подавленность

Или так:

«Так как у меня ничего не получается на работе, я - худший сотрудник» → злость на себя, подавленность → «мой работодатель знает, что я ни на что не способен и презирает меня» → злость, подавленность → «так как я - худший сотрудник, меня скоро уволят и я этого не вынесу» → тревога, подавленность

Вот так, наши убеждения «немного» усложняют нам жизнь, добавляя в неё стресс, вызывая в нас злость, ревность, тревогу, зависть, прокрастинацию и другие эмоции и состояния.
Чтобы убедиться в этом…
  1. понаблюдайте за собой в тех ситуациях, когда вы испытываете негативные эмоции и задайте себе вопросы: «Что я сейчас говорю себе?», «Какие мои убеждения вызывают эти эмоции?»
  2. представьте любую ситуацию (желательно, малозначимую для вас, например, покупка йогурта) и внушите себе, что от этой ситуации зависит ваша жизнь: «Если моего любимого йогурта не будет в магазине, это будет ужасно! Я этого не вынесу!» и понаблюдайте, что произойдёт:)

Низкая толерантность к фрустрации

В статье рассматривается убеждение низкой толерантности к фрустрации (НТФ)
Одно из наиболее распространённых иррациональных убеждений, которое можно наблюдать сейчас - убеждение низкой толерантности к фрустрации (НТФ). Им пропитан контент в Тик-токе, на Ютубе и других социальных сетях и основные посылы этого контента - "Жить нужно, нет, просто необходимо в комфорте", "Не нужно терпеть трудности (даже для достижения цели!). Если что-то причиняет дискомфорт - нужно уходить".

Убеждение, порождающее НТФ может звучать так: "Мне должно быть комфортно, а иначе это будет невыносимо". Или: "Нужно иметь возможность купить всё, что захочется. А если такой возможности нет - это невыносимо".

Последствия этого убеждения - необдуманные траты, кредиты и долги, уход с работы и из отношений (потому что трудно, а должно быть легко), чувство подавленности и тревоги.
Собственно, это мы и наблюдаем в социальных сетях, когда авторы контента говорят о том, что брали кредиты, потому что нужно жить красиво, нужно иметь возможность покупать дорогие вещи. А потом... потом не смогли остановиться и сейчас нужно прикладывать ещё больше усилий, чтобы рассчитаться с долгами. К тому же, состояние эти авторы описывают как подавленное.

К сожалению, наша жизнь не всегда наполнена комфортом, равно как не всегда у нас есть возможность немедленно удовлетворить все наши потребности (особенно престижные).

И для того, чтобы сохранять способность чувствовать себя относительно хорошо (несмотря на дискомфорт) и продолжать действовать (даже в трудных условиях), нам необходимо развивать убеждения, соответствующие высокой толерантности к фрустрации (ВТФ). Звучать оно может следующим образом: "Я бы очень хотел жить в комфорте и постараюсь сделать всё, что от меня разумно зависит для достижения этой цели. При этом я понимаю, что комфорт не гарантирован и не является обязательным условием для моей жизни. Если я сталкиваюсь с дискомфортом – это, конечно, неприятно, однако я в состоянии это перенести и продолжать двигаться к своим целям".

Здесь важно отметить, что мы, в рамках психотерапии, не призываем клиента переставать стремиться к комфорту.

Мы помогаем клиенту более эффективно переносить дискомфорт - через работу с убеждениями клиента. В том числе, это делается и через связь преодоления дискомфорта с развитием: однажды, всё-таки, придётся съесть брокколи, лечь спать вовремя или придерживаться какого-то расписания.

Также мы исходим из того, что полностью победить дискомфорт и удовлетворить все наши потребности на 100% не получится: меняются погодные и жилищные условия, условия работы. Случаются сложные времена, отсутствие заработка и прочее. И наша задача здесь - продолжать делать то, что необходимо, чтобы прожить этот период с минимальными потерями. Особенно моральными. А сделать это можно, лишь приняв, что дискомфорт - это нормальная часть жизнь, и сложности - не равно катастрофе. Да, может быть трудно, но это точно не конец света и мы можем с этим справиться:)

Рациональное VS иррациональное VS эмоциональное

В статье рассматриваются категории рационального и иррационального и их воздействие на эмоции
Говоря про РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческую терапию, которую разработал Альберт Эллис) важно сказать про категории рационального и иррационального.

Под рациональным понимается тип мышления, основанный на логике, фактах и объективных данных. Этот тип мышления помогает человеку достигать поставленных целей и избегать импульсивных решений.

Основные принципы рационального мышления:
  • логический анализ информации: рациональное мышление опирается на использование логических принципов для анализа ситуации, и, как следствия – принятия решений;
  • опора на факты: все утверждения и выводы должны быть основаны на фактах, а не на интерпретации этих фактов, вымыслах и субъективных взглядах;
  • критичность: при рациональном мышлении мы непредвзято анализируем факты, определяем ошибки (в том числе, нашего мышления и восприятия) и оцениваем достоверность источников, а не принимаем информацию на веру.
Как антипод рационального мышления, мы можем выделить мышление иррациональное, которое основано на интерпретации данных (зачастую субъективных), предвзятом анализе информации (отвержению данных, противоречащих убеждению, например) и некритичном восприятии информации.

Как итог, при иррациональном мышлении мы можем наблюдать у человека противоречивую картину мира, основанную на домыслах, недостоверной информации, догадках и когнитивных искажениях. Например, убеждённость в абсолютной свободе воли – с одной стороны. И биологическую детерминацию поведения – с другой. Или убеждённость в том, что должно быть так, как мы того хотим (или как считаем правильно).
Именно иррациональное мышление «виновно» в наших страданиях – иррациональных эмоциях.

ЭМОЦИИ. РАЦИОНАЛЬНЫЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ
Теперь рассмотрим, как мышление влияет на эмоции.
Зачастую в психологической литературе мы можем увидеть дихотомию «разум – эмоции», где эмоции – нечто иррациональное, в то время как разум полностью рационален. Он опирается на факты и логику. А логичным и последовательным человеку мешают как раз эмоции. Или, как в некоторых направлениях – разум мешает человеку делать то, что это человек хочет и «блокирует» эмоциональную чувствительность.

На деле же, эмоции тоже могут быть рациональными и иррациональными. Почему так?
Давайте немного вспомним данных из общей психологии: мы реагируем не на события сами по себе, а на то, какие смыслы мы им придаём и какие слова используем (для нас регулятором действий и состояний является вторая сигнальная система: язык и речь). То есть, речь и система знаков (язык) несёт не только информационную и коммуникативную функцию, но и регуляторную: используется для регуляции собственных состояний и поведения. Также наше мышление опосредовано речью – с 5-7 лет (по Л.С. Выготскому), когда происходит соединение речи и мышления (именно с этого момента речь носит функцию регулятора).

Отсюда мы делаем вывод, что наши эмоции и поведение являются производными нашего мышления.

То есть, по сути, эмоции порождаются нашими представлениями о реальности – как устроена эта самая реальность, что в ней есть, чего нет, что возможно, что нет и как должно быть – а не самой этой самой реальностью.

Элиезер Юдковский (современный исследователь рационального мышления) в сборнике эссе «Рациональность: от ИИ до зомби» приводит следующий пример:

«Если ты считаешь, что в твоём чулане живёт гоблин, который привязывает друг к другу шнурки твоих ботинок, то это – убеждение о том, как работает мир. Шнурки реальны: их можно потрогать. Сущность, которая может их связать, тоже должна быть реальной: она – часть гигантской сети причин и следствий, которую мы называем «вселенной». Чувство злости на гоблина, за то, что он связал шнурки – это состояние разума, которое касается не только того, как работает мир. Если ты, скажем, буддист, или тебе сделали лоботомию, или ты просто родился очень флегматичным человеком, то действия гоблина тебя не разозлят. Это не влияет на твои ожидания: ты все ещё уверен, что, открыв чулан, увидишь пару ботинок, привязанных друг к другу шнурками. Зол ты или спокоен – это не должно влиять на твои прогнозы, поскольку твои эмоции не влияют на происходящее в чулане (хотя, конечно, может потребоваться некоторое усилие, чтобы рассуждать трезво).Однако, злость сцеплена с состоянием разума, имеющим отношение к тому, как работает мир: ты злишься потому, что думаешь, что гоблин связал шнурки ботинок».

Да, эмоции основаны на нашем мышлении. И они, как и наши убеждения могут быть рациональными и иррациональными. По сути своей, они обладают теми же свойствами, что и рациональное и иррациональное мышление: логичны, основаны на фактах и критическом осмыслении информации.

Эти же утверждения верны и для поведения.
Как будет выглядеть схема эмоциональной и поведенческой реакции:
Ситуация (факт) → восприятие факта → когнитивная оценка и осмысление факта → рациональный вывод → рациональные эмоции и поведение.

Или, как в случае с иррациональными выводами:
Ситуация (факт) → восприятие факта → когнитивная оценка и осмысление факта на основе когнитивных искажений → иррациональный вывод → иррациональные эмоции и поведение.

И наша задача – развивать рациональное мышление, чтобы эмоции и поведение становились более адаптивными. Для этого необходимо анализировать убеждения, проверять их соответствие фактам и корректировать в случае несоответствия. Такой подход позволяет приближаться к объективному восприятию реальности, даже если полной точности достичь невозможно.

Подводя итог, мы можем констатировать, что между нашими мыслями и эмоциями нет противоречий: эмоции являются производными наших мыслей и убеждений, нашей картины мира. И, как и наше мышление, эмоции (и поведение) могут быть рациональными и иррациональными; помогать в достижении наших целей или препятствовать этому.
И избавиться от иррациональных убеждений (и эмоций) можно лишь путём сознательной и кропотливой работы по их проверке и изменению.

Двойные отношения: почему нет?

В статье рассматриваются причины, по которым между психологом и его клиентами не может быть никаких других отношений, кроме "психолог-клиент"
На днях я, в разговоре с тренером, поднял такую тему, как двойные отношения. Мне было интересно, как с ними дела обстоят в спорте.

Я предполагал, что там тоже они запрещены, но речь не об этом. Этот разговор заставил меня немного поразмыслить о том, почему же они запрещены (или крайне не рекомендованы) во всех профессиях.

Самая ПЕРВАЯ причина проистекает из этики - двойные отношения вносят очень много путаницы. Это то, чему нас ещё в университете учили: непонятно, мне сейчас реагировать как психологу или как другу. А если я злюсь, то как кто?
И это безумно неудобно в отношениях - не понимать свою роль.

ВТОРАЯ причина проистекает из первой - такая непонятность изматывает, возникает дополнительное напряжение в общении с человеком и, со временем, может нарастать злость и недовольство.

ТРЕТЬЯ причина заключается в том, что двойные отношения взаимозависимы, и при разрушении одних - разрушаются все.

То есть, если вдруг я решу подружиться с клиентами и буду с ними ходить на разные мероприятия, то, когда разрушится дружба, автоматически разрушатся и наши профессиональные отношения; разочарование в терапевтических отношениях приведёт к завершению дружеских (или романтических).

Что примечательно - на первых этапах развития таких отношений, такая взаимозависимость может не улавливаться, так как отношения только-только формируются. Но чем дольше они существуют, тем больше будет взаимосвязь и взаимозависимость.

ЧЕТВЁРТАЯ причина запрета двойных отношений - их разрушающее влияние на личности людей, в них вступающих. Оно проявляется во всё нарастающем напряжении и недовольстве (перекликается со второй причиной), кратно возрастают требования друг к другу. И, что ещё характерно - в них есть взаимные ожидания, построенные на опыте сотрудничества «в кабинете». И, как правило, ожидания эти нереалистичны, потому что, даже при всей открытости, эти отношения не способны раскрыть личности их участников - с одной стороны. А иллюзии, как мы знаем, очень болезненно разрушаются. А с другой - информация, которая получается специалистом от клиента, может быть использована против него (клиента), а это - заведомо опасная ситуация.

Ну, ещё ревность возрастает. Представляете, меня человек консультирует, мы с ним дружим. А тут - у него ещё и личная жизнь есть. Как так? Нужно срочно с этим что-то делать!

И ПЯТАЯ причина - опасность манипуляций. Клиент может манипулировать специалистом. Но, как правило, это не так опасно для специалиста, как для клиента - манипуляция специалиста.

И всё это - со всеми вытекающими: специалист утрачивает профессиональную репутацию. Вернее, портит её, раскрывая кейсы клиента. А клиент - получает дополнительные поводы понервничать и может столкнуться с травлей при обнародовании кейсов специалистом или при попытках манипулирования со стороны специалиста.
Я предполагаю, что список причин неисчерпывающий. Думаю, он и не может быть таковым. Он может быть полным, но неисчерпывающим, так как может быть дополнен дополнительными пунктами:)

Убеждения. Рациональные и иррациональные

В статье поговорим про рациональные и иррациональные убеждения
Мы уже установили, что убеждения могут быть как рациональными (РУ), так и иррациональными (ИУ).

Рациональные основаны на фактах и логике. Иррациональные основаны на интерпретации фактов, предвзятом анализе информации и её некритичном восприятии.
Также мы можем выделить и другие свойства рациональных и иррациональных убеждений – таблица 1.

Таблица 1. Свойства РУ и ИУ

Иррациональные убеждения

Рациональные убеждения

Основаны на ошибочных предположениях или когнитивных искажениях

Основаны на доказательствах, логических размышлениях и здравом смысле

Нереалистичны

Реалистичны

Жестки и категоричны

Гибки и адаптивны

Мешают эффективно справляться с жизненными трудностями и неудачами

Помогают эффективно справляться с жизненными трудностями и неудачами

Способствуют возникновению иррациональных дезадаптивных негативных эмоций

Способствуют возникновению рациональных адаптивных негативных эмоций*

*Важно понимать, что РУ могут приводить к адаптивным негативным эмоциям (например, здоровому огорчению или досаде), которые мотивируют к решению проблемы, в отличие от дезадаптивных (паника, ужас), вызванных ИУ

Но в чём же причина возникновения иррациональных убеждений?

Причина возникновения иррациональных убеждений и что с ними делать

Согласно теории и практике рационально-эмоционально-поведенческой терапии, все люди обладают склонностью к иррациональному мышлению. Это, своего рода, «баг» нашего мозга – неверно интерпретировать информацию, путать факты и их интерпретацию и выдавать желаемое за действительное (и должное).

Это положение подтверждается тем, что подобные убеждения и когнитивные ошибки распространены повсеместно – их совершают даже очень грамотные специалисты!
И «лекарство» от иррациональных убеждений – диспутирование (опровержение) – процедура их проверки на соответствие фактам, логическую непротиворечивость и практическую пользу.

Определение и опровержение ИУ – достаточно непростая, но интересная процедура. Это тема для отдельной статьи.
Результатом такой работы будет рациональное убеждение.

Соответствие убеждений. Структура рациональных убеждений

Каждому ИУ есть своё рациональное соответствие – в таблице 2.

Таблица 2. Соответствие видов РУ и ИУ

Иррациональное убеждение

Рациональное убеждение

Долженствование

Пожелание, предпочтение

Катастрофизация (драматизация)

Анти-катастрофизация (анти-драматизация)

Убеждение низкой толерантности к фрустрации

Убеждение высокой толерантности к фрустрации

Глобальная оценка (обесценивание) себя, мира и других людей

Безусловное принятие себя, мира и других людей


Так, после процедуры проверки иррациональных убеждений, они (ИУ) будут преобразованы в рациональные убеждения.

При формулировании РУ мы опираемся на свои цели и ценности (в работе психолога – цели и ценности клиента), делая убеждения не только рациональными, но и функциональными, подчёркивающими важность события для человека. Делаем мы это, дабы нивелировать ошибку мышления, согласно которой «Если я не буду испытывать тревогу (читай – мыслить иррационально), то я просто буду лежать и ничего не буду делать». Итак, какова же структура рациональных убеждений? Рассмотрим на примерах в таблице 3.

Таблица 3. Соответствие иррациональных убеждений рациональным: типы и примеры преобразования

Иррациональное убеждение (ИУ)

Рациональное убеждение (РУ)

Ключевой механизм преобразования

Долженствование: «Я не должен совершать ошибки»

Пожелание: «Я бы очень хотел не совершать ошибок и приложу все усилия, чтобы делать что-то правильно.» + отрицание долженствования: «Но из этого никак не следует, что я не должен и не буду совершать ошибки.»

Замена долженствования на предпочтение + отрицание долженствования

Катастрофизация: «Если я совершу ошибку – это будет ужасно. Моя жизнь и карьера будут разрушены»

Анти-катастрофизация: «Если я совершу ошибку это будет неприятно и я, скорее всего расстроюсь.» + Функциональный ответ: «Но, несмотря на сложности, это точно будет не конец света, как бы трудно мне не было.»

Декатастрофизация + Реалистичная оценка последствий

Низкая толерантность к фрустрации: «Если я совершу ошибку – это будет невыносимо.»

Высокая толерантность к фрустрации: «Если я совершу ошибку это будет неприятно и я, скорее всего расстроюсь. Но я смогу со всем этим справиться, как бы сложно не было.»

Признание дискомфорта + утверждение собственной способности справиться

Глобальная оценка (себя): «Если я совершу ошибку – значит я глуп и бестолков.»

Безусловное принятие: «Даже если я ошибусь – это не будет означать, что я глуп и бестолков. Это лишь будет означать, что я такой же человек, как и остальные люди и у меня, как и у других людей иногда что-то получается, иногда что-то – нет»

Отказ от глобальных оценок + принятие человеческой неидеальности


При всём при этом, не стоит воспринимать РУ как истину без проверки. Их тоже можно (и даже нужно) проверять на соответствие фактам.

Так, можно задать вопрос: «действительно ли я хочу не совершать ошибок и сделаю для этого всё, что от меня зависит?». И т.д.

Таким образом, мы видим, что необходимо подвергать проверке как иррациональные, так и рациональные убеждения, чтобы убедиться, что последние соответствуют критериям рациональности: фактичность, логичность, соответствие здравому смыслу и гибкость.
Рассмотрев причины возникновения иррациональных убеждений, мы показали, что они являются свойством мозга и присутствуют у всех людей, а чтобы справиться с ИУ нужно приложить усилия.

Также мы видим, что недостаточно просто сформулировать рациональное убеждение, отвергнув иррациональное. Важно ещё сделать его функциональным, указав на важность действия и возможные негативные эффекты от неполучения желаемого.

И помните: меняя мышление – меняем жизнь.

Что такое РЭПТ?

В статье поговорим о том, что такое РЭПТ и почему это работает
ЧТО ТАКОЕ РЭПТ?
Начнём с определения:) РЭПТ (Рационально-Эмоционально-Поведенческая Терапия) — направление психотерапии, созданное Альбертом Эллисом в 1955 году. Это практический инструмент для управления эмоциями и поведением через работу с мыслями.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЭПТ
РЭПТ возникла в 1955 году как своеобразное несогласие, бунт против главенствующего в те времена психоанализа. В частности, А.Эллис критиковал психоанализ за ретроспективность и за попытку объяснить текущее состояние клиента через прошлые события и детский опыт.
Изначально А.Эллис назвал своё направление Рациональной терапией (РТ), но в последующем сменил название, добавив в схему эмоции – РЭТ (рационально-эмоциональная терапия) и немного позже оформилась рационально-эмоционально-поведенческая терапия, какой мы её знаем сейчас.
В названии А.Эллис указал на взаимосвязь между убеждениями, эмоциями и поведением. Также он стремился избежать ассоциаций с психоанализом. И в своём направлении, которое стало первым среди когнитивно-поведенческих подходов, он подчеркнул главенство убеждений в возникновении эмоций и поведения, сместив эмоции и чувства с пьедестала первопричины.

СУТЬ МОДЕЛИ ABC: КАК РОЖДАЮТСЯ ЭМОЦИИ
Модель ABC – концептуальное ядро РЭПТ, соответствующее современным представлениям о функционировании психики, главенствующим в общей психологии. Оно объясняет, почему люди по-разному реагируют на одни и те же события.
Итак, рассмотрим эту модель ближе.

A – Activating events – активирующее событие. Это событие внешнего (критика со стороны окружающих) или внутреннего (воспоминание, эмоция, состояние) плана
B – Beliefs – убеждения, верования. Это рациональные (гибкие, логичные) или иррациональные (ригидные, нелогичные) суждения о событии. И именно эти суждения лежат в основе последующих эмоций и поведения.
C – Consequences – следствия. Это эмоции и поведение, вызванные убеждениями.

Пример:
A: Провал на экзамене.
B (иррациональное): «Я ни на что не способен! Это катастрофа!».
C: Паника, отказ от пересдачи.

РЭПТ И ДРУГИЕ ПОДХОДЫ
От других подходов РЭПТ отличается своим фокусом на убеждениях, ведь именно они являются причиной дисфункциональных эмоций и поведения. А рациональность – это инструмент по достижению внутренней гармонии и поставленных целей.
Ещё одной отличительной чертой РЭПТ является активное участие терапевта в терапии: он совместно с клиентом бросает вызов его убеждениям, опровергает их и обучает клиента самостоятельной работе.

ПОЧЕМУ ЭТО РАБОТАЕТ?
Биологическая предрасположенность к иррациональности: А.Эллис полагал, что у каждого из нас есть биологическая склонность к иррациональности, что подтверждается повсеместной распространённостью иррациональных убеждений. Но люди также обладают способностью к осознанному изменению мышления.
Разрыв «порочного круга»: в РЭПТ происходит разрыв цикла A→B→C на уровне B, путём проверки убеждений на их соответствие фактам и логике.
Фокус на настоящем: в отличие от многих других видов психотерапии, РЭПТ не фокусируется на прошлом, а меняет текущие установки.
Проверка поведением: в РЭПТ мы судим об изменениях в убеждениях клиента не по самоотчёту, а по реальным изменениям в поведении клиента в проблемной ситуации.

Тревога: как РЭПТ объясняет «вечный двигатель» беспокойства

Обсуждаем тревогу с позиции РЭПТ
Тревога. Это чувство знакомо почти каждому. Оно может приходить волнами или сопровождать нас «в фоновом режиме», лишая сна и покоя.

Что же делает тревогу таким «вечным двигателем»? Почему она, однажды возникнув, может годами мешать нам жить, вызывая беспокойство и подпитывая саму себя? Рационально-эмоционально-поведенческая терапия даёт ответ на эти вопросы – «топливом» ей служат три иррациональных убеждения: долженствование, катастрофизация и низкая толерантность к фрустрации.

Итак, перейдём к их детальному рассмотрению.

Три «топливных стержня» вечного двигателя тревоги
Первым «топливным стержнем» тревоги будет являться долженствование. Это бескомпромиссные требования к себе, другим людям и миру в целом.
Например: «Я должен всё делать идеально», «Мир должен быть справедливым», «Люди обязаны относиться ко мне хорошо».
И любое отклонение от этих правил будет восприниматься как нечто незнакомое и пугающее – мы ведь все знаем, как жить в мире, где все к нам относятся хорошо, где всё справедливо, а вот несправедливый мир, в котором у нас что-то получается неидеально и люди к нам не всегда относятся хорошо – для нас в новинку. А всё новое вызывает тревогу – никогда не знаешь, что ожидать.
Постоянное ожидание того, что мы, люди вокруг нас и мир должны быть каким-то, соответствовать каким-то правилам, вызывает постоянное напряжение и страх перед их нарушением.

Катастрофизация – второй «столп тревоги». При выраженности данного убеждения происходит преувеличение негативных последствий до масштабов катастрофы. Как пример можно привести «драму маленького утёнка» - маленький утёнок гуляет по лесу. Как вдруг ему на голову падает жёлудь. Но вместо того, чтобы посмотреть по сторонам и увидеть, что это всего лишь жёлудь, маленький утёнок думает, что случилась катастрофа – небеса падают на землю. И вот он бежит по лесу и кричит, что наступил конец света.
Так же и мы можем воспринимать любую проблему или трудность как катастрофу, как «падающие на голову небеса». Наш мозг начинает «сканировать» окружающую среду на предмет наличия угроз (даже потенциальных), которые могут привести к этой катастрофе и поддерживает в нас высокий уровень психоэмоционального напряжения.

Третий «топливный стержень» тревоги – это убеждения низкой толерантности к фрустрации: «Если что-то пойдёт не так, как я ожидаю, я этого не вынесу», «Дискомфорт невыносим», «Если я лишусь любви – то умру в тот же момент» – это убеждения о том, что мы совершенно не можем вынести дискомфорт, разочарование или фрустрацию.
Но, так как жизнь связана с периодами дискомфорта, который мы вынуждены претерпевать, убежденность в своей неспособности с этим справиться заставляет человека панически бояться любых ситуаций, где этот дискомфорт может возникнуть. Тревога становится попыткой контролировать будущее, чтобы избежать непереносимых чувств.

Цикл «вечного двигателя»: как наши убеждения создают замкнутый круг тревоги
Представьте себе, что вам поручили подготовить презентацию и выступить перед коллегами на ближайшем совещании – это будет ваше активирующее событие (A).
Когда вы думаете об этом событии (A), в вашей голове проносятся убеждения (B):
  • долженствование: «Я должен подготовить идеальную презентацию и выступить перед коллегами просто блестяще! Я ни в коем случае не должен ошибиться или запнуться!»;
  • катастрофизация: «Если я подготовлю неидеальную презентацию, допущу ошибку в выступлении или запнусь, это будет ужасно и невыносимо!»
  • низкая толерантность к фрустрации: «Я не вынесу этого позора! Это чувство будет невыносимо!».
Какими будут следствия (C)? Скорее всего, вы будете испытывать (эмоциональное C) сильнейшую тревогу; у нас будут навязчивые мысли о возможном невозможном провале и бессонница. Также вы будете (поведенческое C) постоянно прокручивать в голове сценарии возможных неудач, избегать подготовки (потому что слишком страшно об этом думать, да и, зная природу человека, вы, наверняка допустите пару-тройку ошибок в докладе) и искать причины отказаться.

Как будет происходить подпитка этого цикла:
Усиливающаяся тревога будет восприниматься вами как подтверждение неминуемого ужаса и надвигающейся катастрофы (ваших B).
При этом, ваши действия по откладыванию составления презентации будут краткосрочно снижать эту тревогу. Но вот в долгосрочной перспективе укрепят ваши убеждения о невыносимости и неминуемости провала.

Далее, если происходит выступление и вы совершаете ошибку или всё просто проходит не идеально (не так, как вы задумали) – катастрофичная интерпретация результата подтвердит ваши исходные убеждения (B); если получается избежать выступление – убеждение о невыносимости так же подтверждается (ведь вы живы только благодаря тому, что избежали выступление).

Таким образом, как мы видим, тревога не просто является следствием наших иррациональных убеждений, но и подкрепляет эти самые убеждения даже простым своим существованием и поведением. И порочный круг замыкается, запуская «вечный двигатель» беспокойства.
Но есть ли средство от всего этого? Да. И рационально-эмоционально-поведенческая терапия даёт его. Это – проверка наших убеждений – диспутирование (оспаривание).

Чтобы разорвать данный цикл, нужно проделать следующие шаги: (1) выявить тревогу → (2) определить убеждения (какие мысли вызывают мою тревогу? Ищите «должен», «невыносимо», «ужасно» и их производные) → (3) ведите дневник, в котором будете фиксировать ситуацию (А), убеждения (В) и следствия убеждений (С) → (4) задавайте себе вопросы о фактах и доказательствах («Где доказательства того, что я не должен совершать ошибок и должен идеально составить презентацию и выступить перед коллегами?», «Действительно ли ошибка невыносима?» и т.д.) → (5) сформулируйте более гибкое рациональное убеждение, в котором будет опровержение ваших иррациональных убеждений (например: «Я хотел бы написать отличную презентацию и выступить перед коллегами и приложу все усилия, чтобы это было так. Но из этого никак не следует, что я должен составить идеальную презентацию и отлично выступить перед коллегами. И даже если я допущу ошибку и что-то пойдёт не по плану, это будет волнительно и трудно, но я смогу с этим справиться. Это не будет ужасно»).

Далее – (6) подумайте, как вы могли бы протестировать ваши рациональные убеждения. Например, можно выступить перед другой аудиторией или спойте в караоке и (7) тренируйте высокую толерантность к дискомфорту – намеренно (и постепенно!) помещайте себя в ситуации, которые вызывают умеренную тревогу и дискомфорт, но которых вы обычно избегаете (например, погружайте себя в ситуации, где вы испытываете тревогу). Это будет хорошей тренировкой толерантности к дискомфорту и позволит, в последующем, лучше справляться с ним.

Важно помнить о том, что все эти шаги потребуют от вас усилий, упорства и регулярной практики. А также принятия себя и того, что, возможно получится не сразу, а лишь через какое-то время.

Итак, «вечный двигатель» тревоги – не магия, а результат работы наших собственных иррациональных убеждений: жёстких долженствований, склонности к катастрофизации и веры в свою неспособность переносить дискомфорт. РЭПТ даёт чёткую карту этого механизма и эффективные инструменты – осознание, диспут и поведенческие эксперименты – чтобы начать его разбирать по винтикам с помощью регулярной практики. Первый шаг – научиться видеть «топливо» (свои иррациональные мысли) и смело подвергать его сомнению. Это путь к освобождению от тирании беспокойства.
Made on
Tilda